Карагандинский технико-строительный колледж с сентября 2014 года в экспериментальном режиме начал работу со студентами, ограниченных в возможностях развития, а именно ограниченных в развитии слуха и речи, в нарушении опорно-двигательного аппарата.
Предварительно было проведено анкетирование среди педагогов колледжа и обучающихся на определение уровня восприятия данного проекта. Выяснилось, что 40% педагогам интересны вопросы инклюзивного обучения, 35% выразили сомнение в достаточной изученности данной проблемы в ТиПО, 25% инженерно-педагогических работников отрицали возможность участия в проекте. Приблизительно таковыми были и ответы студентов колледжа.
Проект Инклюзивное образование реализовывался с помощью различных методов и подходов, направленных на создание равных возможностей для всех студентов, независимо от их индивидуальных особенностей.
Для начала, была создана рабочая группа, в которую вошли педагоги, психологи, социальные работники и специалисты по инклюзивному обучению. Вместе они разработали индивидуальные образовательные программы для студентов с особыми образовательными потребностями, учитывая их специфику и потребности.
Также были проведены специальные тренинги и семинары для педагогов по вопросам инклюзивного образования, чтобы повысить их квалификацию и укрепить понимание важности включения всех студентов в учебный процесс.
Так, например, на базе колледжа Общественное объединение «Кредо» провел семинар на тему «Особенности формирования профессионально-трудовых умений и навыков у подростков с ОВР». Большую методическую помощь мы получили от сотрудничества с коллективами областных специальных школ-интернатов для детей с нарушением слуха, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые с удовольствием делились опытом работы.
В рамках проекта также были организованы специальные занятия и мероприятия, направленные на формирование толерантности, взаимоуважения и понимания среди студентов. Благодаря этому проекту, в нашем колледже была создана дружественная атмосфера, где каждый студент чувствовал себя принятым и поддержанным, что способствовало их успешному обучению и развитию.
В рамках подписанного договора проводилась профориентационная работа среди учащихся спецшкол по таким специальностям как «Лесное хозяйство, садовопарковое и ландшафтное строительство» с квалификацией «Мастер по ландшафтному дизайну», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» с квалификациями «Изготовитель художественных изделий из шерсти и кожи», «Заготовщик деталей и материалов к ювелирным изделиям».
Педагоги колледжа вошли в состав экзаменационных комиссий по творческим экзаменам в спецшколах. В рамках подписанного договора о совместной деятельности, а также с целью обмена опытом практики преподавания, преподаватели колледжа в течении года посещали учебные занятия в школе-интернате г. Караганды для детей с нарушением слуха.
Кроме того, в рамках проекта Инклюзивное образование были созданы специализированные адаптированные учебные материалы и методические пособия для студентов с особыми образовательными потребностями. Это помогло им лучше усваивать учебный материал и успешно справляться с учебными заданиями.
Важным компонентом проекта было также обеспечение доступности образовательной среды для всех студентов. Были проведены работы по адаптации учебных помещений, созданию специального оборудования, установке пандусов и других средств для облегчения передвижения студентов с ограниченными возможностями, а также обеспечен доступ к адаптированным технологиям, индивидуальной поддержке специалистов и помощи ассистентов, если это необходимо.
Наш колледж активно сотрудничал и продолжает сотрудничать с региональными и местными организациями, ориентированными на поддержку людей с особыми потребностями. Проводятся совместные мероприятия, обучающие семинары в целях повышения осведомленности общественности в вопросах инклюзивности.
Так, например, ведется тесное сотрудничество с Общественным объединением г. Караганды "Городское общество глухих "Қорғау", объединением юридических лиц «Ассоциация «Гражданский Альянс Карагандинской области», совместно с которыми проводятся различные мероприятия, планируются и проводятся обучающие курсы.
Кроме того, педагоги колледжа активно сотрудничают с родителями студентов, обсуждая их потребности и разрабатывая совместные планы поддержки и развития студентов с особыми образовательными потребностями. Такой подход помогал создать синергию усилий и обеспечить максимальную поддержку для каждого студента.
Особое внимание уделяется работе с талантливыми студентами, в том числе студентами с нарушениями развития. Мы разрабатываем индивидуальные планы развития для каждого студента, помогаем им раскрыть свой творческий потенциал и достигнуть успехов в выбранных областях.
В настоящее время в колледже активно продолжают работать созданные творческие группы «Театр теней» и «Хор жестового пения», которые выступают с концертами на творческих площадках, участвуют в конкурсах.
Студенты принимают активное участие в соревнованиях «Аbilimpics» по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью и «Deafskills» - конкурсе профмастерства для людей с ограниченными возможностями в развитии слуха в рамках национального, международного чемпионатов WorldSkills. Ежегодно студенты колледжа демонстрируют свое мастерство в изготовлении изделий декоративно-прикладного характера - из кожи, дерева, глины, участвовали в компетенциях по художественной керамике, работе с кожей, с витражными красками, с шерстью, бисероплетению, художественной сечке по дереву.
Так, студенты колледжа принимали участие в чемпионате по профессиональному мастерству «ABILYMPICS-2017» в г. Москве, а затем в международном чемпионате профессионального мастерства для лиц с нарушением слуха «DEAFSKILLS» чемпионате WORLDSKILLS ABU-DHABI-2017.
В 2019 году студенты колледжа с особыми образовательными потребностями приняли участие во II-ом национальном чемпионате по профессиональному мастерству «DEAFSKILLS-2019», а также во II-ом национальном чемпионате по профессиональному мастерству «ABILYMPICS-2019» в компетенциях живопись, эпоксидная смола, работа с кожей, ювелирно-монтажные работы, где заняли призовые первые места по двум компетенциям.
Инклюзивное образование для нас – это не просто стратегия, но и философия, которая ориентирована на поддержку и включение каждого студента в активную жизнь колледжа. Мы стремимся создать дружественное и поддерживающее обучающее окружение, в котором каждый чувствует себя важным и уважаемым.
В целом, проект Инклюзивное образование в нашем колледже был успешно реализован благодаря внимательной работе коллектива, готовности к постоянному обучению и развитию, а также стремлению создать дружественную и поддерживающую образовательную среду для всех студентов.